Суббота
25.11.2017
03:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МАДОУ "Детский сад №1
"Лесная полянка"
Главная Регистрация Вход
Из истории Конвенции о правах ребёнка ч.2 »
Меню сайта

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Наш опрос
Удовлетворены ли вы условиями пребывания ребёнка в детском саду?
Всего ответов: 77

Из истории Конвенции о правах ребёнка.

22 ноября 1989 г . завершился 10-летний процесс разработки Конвенции о правах ребенка. Резолюцией 44/25 Генеральная Ассамблея ООН утвердила окончательный текст Конвенции и открыла ее для подписания и ратификации государствами. Конвенция вступит в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Разработка и кодификация международных норм, относящихся к правам детей, начата в 1924 г ., когда Ассамблея Лиги Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Позднее, в 1946 г . Экономический и Социальный Совет ООН решил, что, хотя принципы Декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям ООН в области прав человека. Таким документом стала принятая на XIV сессии Генеральной Ассамблеи в 1959 г . Декларация прав ребенка, содержащая принципы, которыми должны руководствоваться "родители, добровольные организации, местные власти и национальные правительства в целях наилучшего обеспечения интересов прав ребенка". В дальнейшем ООН приняты и другие универсальные документы декларативного характера, например о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами ( 1965 г .), о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974г.) и т. д.

Большую роль в мобилизации мирового общественного мнения на защиту прав детей и подростков сыграл Международный год ребенка ( 1979 г .), главной целью которого было "укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств" (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г .). Именно в 1979 г . Комиссия по правам человека приступила к обсуждению проекта Конвенции о правах ребенка, представленного Польской Республикой. Для этого была создана специальная рабочая группа открытого состава, ежегодно докладывавшая Комиссии о проделанной работе.

Кроме подготовки Конвенции Комиссия осуществляла и другие меры, особо направленные на охрану прав детей. Так, на 45-й сессии (январь - март 1989 г .) помимо резолюции 1989/57, непосредственно касающейся проекта Конвенции, Комиссия приняла резолюцию "Заключение, пытки и другие бесчеловечные виды обращения, которым подвергаются дети в Южной Африке и Намибии" (1989/4) и решение 1989/107 об изучении проблемы "традиционной практики, затрагивающей здоровье женщин и детей".

 

Международная защита прав детей согласно Конвенции. Необходимость создания международного инструмента защиты прав детей связана с тем, что в Уставе ООН и основных универсальных конвенциях по правам человека наряду с общими критериями, по которым запрещена дискриминация личности (раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение), не оговорен особо возраст. Дети - многочисленная и одна из наиболее уязвимых в социально-политическом плане групп населения. В Международных пактах о правах человека, принятых ООН в 1966 г ., трактовка прав ребенка не отвечает современным требованиям. В Международном пакте о гражданских и политических правах закреплены право ребенка на имя, на приобретение гражданства, право каждого ребенка "на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства", говорится о необходимости защиты всех детей в случае расторжения брака, запрещении вынесения смертных приговоров за преступления, совершенные лицами, моложе 18 лет (ст. 6, 23, 24). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах призван обеспечить защиту детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, запрещение использования труда малолетних и применения детского труда в областях, вредных для нравственности и здоровья (ст. 10). Затрагиваются в нем и различные аспекты права на семейную жизнь.

Конвенция о правах ребенка призвана восполнить некоторые пробелы международно-правового регулирования. 54 статьи Конвенции охватывают как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения до достижения совершеннолетия (18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более низкий возрастной предел). С принятием Конвенции в международный обиход вводится ряд новых прав человека: на выживание и развитие (ст. 6), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на неучастие в военных действиях (ст. 38). Несмотря на их "целевую" направленность, кодификация этих прав, несомненно, станет важным шагом на пути прогрессивного развития современного международного права. Вероятно, что некоторые из этих прав могут в измененном виде "перекочевать" из Конвенции о правах ребенка в другие разрабатываемые документы (о правах этнических, религиозных и языковых меньшинств, о правах коренных народов, о защите интересов душевнобольных лиц и т. д.) и распространиться на более широкие категории населения.

Государства недвусмысленно обязуются в целях выполнения Конвенции не только принимать меры внутреннего порядка, но и развивать сотрудничество между собой. Хотя в ст. 4 (носящей общий характер) это обязательство относится лишь к области экономических, социальных и культурных прав, в последующих статьях, посвященных конкретным правам ребенка, оно распространяется и на сферу гражданско-политических прав.Согласно тринадцати статьям, касающимся как социально-экономических, так и гражданско-политических прав, государства-участники обязуются использовать различные формы сотрудничества: заключение двусторонних и многосторонних соглашений, присоединение к существующим и разработка новых инструментов, поощрение и развитие международного сотрудничества по конкретным проблемам, распространение информации и обмен опытом. 1 Перечень направлений, требующих принятия мер на международном уровне, широк.Среди них: предоставление гражданства (ст. 7), воссоединение семей (ст. 10), незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы (ст. 11), международные обмены информацией (ст. 17), усыновление и опекунство (ст. 21), защита детей-беженцев (ст. 22), обмен позитивным опытом в области здравоохранения (ст. 23, 24), финансовая ответственность родителей за ребенка (ст. 27), ликвидация неграмотности в мире (ст. 28), предотвращение торговли детьми (ст. 35), защита детей в период вооруженных конфликтов (ст. 38).

Конвенция о правах ребенка-первое межгосударственное универсальное соглашение, в котором особо оговорена роль средств массовой информации, закреплены цели их деятельности и подчеркивается необходимость определения критериев противоправной информации применительно к целям Конвенции. Согласно ст. 17 со ссылкой на ряд других статей Конвенции государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации в духе воспитания уважения к правам человека, принципам, провозглашенным в Уставе ООН, национальным ценностям страны и цивилизациям других стран.

Отличительной и прогрессивной чертой Конвенции является определение в ней целей образования детей, среди которых следует особо выделить "подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения", "воспитание уважения к окружающей природе", "воспитание уважения к правам человека и основным свободам... принципам Устава Организации Объединенных Наций" (ст. 29). Многие из этих положений внесены в текст Конвенции по настоянию советских представителей на основе уже имеющихся международных документов (в частности, деклараций и рекомендаций ЮНЕСКО о воспитании и образовании в духе мира, также разработанных по инициативе социалистических стран). Важна и ст. 42 Конвенции, в соответствии с которой государства-участники обязуются "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей".

 

В Конвенции есть ряд недостатков, связанных с отдельными аспектами обеспечения прав ребенка. Так, в ст. 37 (п. "с"), говорится о целесообразности раздельного содержания несовершеннолетних и взрослых правонарушителей (что, кстати, отвечает требованиям ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах). В то же время упомянутая статья допускает отступления от этого правила "в наилучших интересах ребенка". Закрепление в Конвенции подобного положения вызвано тем, что во многих государствах мира, в том числе западных, нет необходимых специализированных "детских" мест лишения свободы. Статья 38 Конвенции позволяет государствам-участникам призывать в действующую армию лиц, достигших 15-летнего возраста, и использовать их в военных действиях. Это положение принято по настоянию большинства развивающихся стран, вопреки активному сопротивлению государств Европы. В целом же Конвенция, безусловно, прогрессивна и должна оправдать возлагаемые на нее международным сообществом надежды.

Особенности контрольного механизма, предусмотренного Конвенцией. Необходимо проанализировать и те новшества, которые касаются механизма контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка. Вопрос об имплементации Конвенции был одним из самых острых на заключительной стадии разработки. Демократичность метода работы над текстом позволила рабочей группе Комиссии взвесить предложения всех заинтересованных правительств, специализированных учреждений ООН и даже международных неправительственных организаций (МНПО). 2 В результате в механизме выполнения Конвенции и контроля за ее соблюдением есть ряд отличительных особенностей, придающих ему более демократичный и целенаправленный характер по сравнению с уже действующими в системе ООН механизмами.

Комитет по правам ребенка (создаваемый в соответствии со ст. 43 Конвенции) будет уполномочен не только рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств об осуществлении ими положений Конвенции, по и играть своего рода роль координатора международного сотрудничества по выполнению поставленных в ней целей. Для этого в его работе согласно ст. 45 могут принимать участие Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета будут: а) представлять доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривать передаваемые им Комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет может предлагать Генеральному секретарю ООН проводить исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка. Эти возможности позволят Комитету не ограничиваться чисто верификационными функциями, а выйти на уровень поиска и активной постановки проблем, требующих внимания как на национальном, так и на международном уровнях, согласования усилий по их решению. Вышеупомянутые функции предоставлены Конвенцией не только специализированным учреждениям и ЮНИСЕФ, но и "другим компетентным органам" (ст. 45 п. "а"), что является следствием активных усилий МНПО по расширению участия в имплементационном механизме. Косвенное закрепление в Конвенции роли МНПО может послужить прецедентом при разработке будущих инструментов, поскольку объективно оно отражает тенденцию к диверсификации форм международного сотрудничества, повышению в нем роли организаций и движений общественности.

Еще одна принципиально новая черта имплементационного механизма - положение Конвенции, согласно которому государства должны обеспечивать "широкую гласность своих докладов в своих странах" (п. 6 ст. 44), что, как предполагается, резко повысит их достоверность и позволит Комитету иметь представление о реальном положении дел. Кроме того, эта мера будет способствовать активизации национальных общественных организаций, занимающихся проблемами детей.

Проблема приведения советского законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка. Сложность инкорпорации положений Конвенции в национальное законодательство СССР прежде всего в том, что она в той или иной мере затрагивает весь комплекс гражданско-политических, социально-экономических и культурных прав человека. Наряду с правами и свободами, осуществление которых возможно лишь применительно к детям как специфической группе населения (право на руководство со стороны родителей - ст. 5, на неразлучение с родителями - ст. 9, на сохранение индивидуальности - ст. 8, на усыновление - ст. 21 и т. д.), Конвенция содержит положения, касающиеся "универсальных" прав и свобод человека. Так, в ст. 10 говорится о праве человека покидать свою страну и возвращаться в нее, в ст. 13 - о свободе информации, в ст. 14 - о свободе совести, в ст. 15 - о свободе ассоциаций. Законодательство же СССР по этим вопросам еще только разрабатывается. В Конвенции есть положения, провозглашающие права детей, принадлежащих к национальным меньшинствам и коренному населению. У нас же понятия "национальное меньшинство" и "коренное население", широко использующиеся в различных документах ООН и ее специализированных учреждений, до сих пор законодательно не закреплены.

В случае присоединения СССР к Конвенции потребуется значительная работа комитетов и комиссий Верховного Совета СССР, министерств, ведомств и общественных организаций для устранения имеющихся в советском законодательстве пробелов. Необходимо будет обеспечить реализацию провозглашенного в Конвенции принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей (ст. 18 п. 1), соответствие советских норм об установлении отцовства в судебном порядке, институтов усыновления, опеки и попечительства положениям Конвенции.

Действующее в нашей стране законодательство (Конституция СССР, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, другие нормативные акты) в целом не противоречит положениям Конвенции. Есть, однако, и исключения, например постановление Совета Министров СССР" N 1468 от 29 декабря 1988 г ., 3 согласно которому запрещается организация учебных заведений на кооперативных началах. Подобный запрет явно противоречит не только п. "е" ст. 29 Конвенции, провозглашающей право отдельных лиц и учреждений "создавать учебные заведения и руководить ими", но и аналогичному положению ст. 13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, т. е. международному обязательству, взятому СССР еще в 1973 г .

В таких условиях предложение Советского Детского фонда о выработке специального закона СССР о правах ребенка преждевременно. На современном этапе логичнее завершить работу над различными законопроектами в области прав человека и тщательно проанализировать имеющееся законодательство по правам ребенка на предмет приведения его в соответствие с международными стандартами.

Скорейшее подписание и ратификация СССР Конвенции о правах ребенка, несомненно, могло бы способствовать этой важной работе.

Поиск

Для слабовидящих

Полезные ссылки

Архив записей

Посещаемость сайта
Яндекс.Метрика